08.04.2024

Дренаж в дорожном строительстве

Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Всем известно, что вода негативно воздействует на любую строительную конструкцию, будто то многоэтажное здание, небольшой дачный домик или другое строение. В связи с чем, при строительстве большое внимание уделяется вопросу водоотведения и защиты от грунтовых и талых вод.

Автомобильная дорога не является исключением, ей также необходимо качественное водоотведение, чтобы не допустить разрушение конструкции полотна. Ведь капитальный ремонт магистрали — дорогостоящее мероприятие, а, значит, при строительстве необходимо соблюсти все правила и в первую очередь должна быть обустроена эффективная дренажная канава вдоль дороги.

Именно за счет такой небольшой траншеи (кювета) вода отводится с проезжей части и тем самым не разрушает дорожное полотно.

Особенности строительства дренажной системы для дороги

Как правило, дренаж вдоль дороги выполняет компания, специализирующаяся на работе такого типа. Тем не менее, рассмотрим все тонкости строительства систем водоотведения с автомобильной дороги.

  1. Обустройство дренажных канав выполняется со стороны притока грунтовых вод. Если же речь идет о болотистой местности, то система монтируется в двух сторон магистрали.
  2. В случае, когда в непосредственно близости к дороге имеется поток воды, присутствующий в любое время года, то отвод должен осуществляться исключительно в закрытых лотках.
  3. Если дренажная система не может быть сделана под одним уклоном, то канавы необходимо поделить на короткие участки с крутым уклоном и длинные пролеты с плавным уклоном. Это позволит обеспечить скорость оттока воды не меньше, чем 0,3 м/сек.
  4. Наименьший продольный уклон дренажных канав должен быть 5 см на 10 м участка. Иногда уклон уменьшается до 3 сантиметров.
  5. Эффективная система включает в себя создание водопоглощающих колодцев, так будет максимально защищена автомобильная дорога от негативного воздействия грунтовых и талых вод.
  6. При обустройстве дренажных канав нужно помнить, что отвод воды из них запрещен в непроточные водоемы, а также туда, где расположены пляжи. Кроме того, для отвода воды в рыбные пруды требуется специальное разрешение.
  7. Наименьшая глубина дренажных канав — 0,6 метра, исключение составляют те канавы, которые располагаются в местах с сухим климатом. В этом случае допускается глубина до 0,4 метров. Если же речь идет о болотистой местности, то дренажная канава опускается на глубину до 2 метров.
  8. Откосы кюветов со стороны дороги обустраиваются с крутизной в соотношении 1 к 1,5. То есть, при одной части по вертикали необходимо взять 1,5 части по горизонтали.
  9. Канава вдоль дороги для водоотведения должна быть шириной не менее, чем 40 сантиметров, если дренаж осуществляется на болотистой местности, то минимальная ширина составляет 80 сантиметров.
  10. Разрез водоотводных канав должен иметь форму трапеции.
  11. При необходимости кюветы укрепляются. Для этого дно засыпается щебнем с песком, а откосы обсеваются травами в специальные клетки из бетонных брусков или сетки ПВХ.

Устройство дренажной канавы и её виды

Дренажная система может быть выполнена в двух вариантах — открытая и закрытая. Рассмотрим особенности каждой из них.

Открытая система. Самая простая в устройстве дренажная канава, которая чаще всего применятся для отвода воды от дорог в дачных поселках. Как правило, таких траншей делают несколько, количество зависит от особенности почвы, ее пропускной способности.

Ширина канавы должна быть не менее 40 см, глубина — от 60 см, а уклон — 40 градусов. В месте рытья дренажной системы следует предварительно удалить все посадки, чтобы предотвратить в будущем заиливание канавы.

Стенки траншеи следует укрепить металлическими сетками и сделать их максимально герметичными, чтобы вода отводилась с участка, а не впитывалась в почву.

Закрытая система. Более сложная строительства дренажная канава, которая делается более глубокой и в нее укладывается слой щебня с песком, а затем располагается труба с перфорацией. Данный тип конструкции более эстетичный, обладает максимальной эффективностью.

Укрепление водоотводной канавы

Чтобы автомобильная дорога была надежно защищена от подтопления грунтовыми и талыми водами, склоны водоотводных канав должны быть укреплены. Перед тем, как приступить к процессу, необходимо выбрать способ укрепления, который во многом зависит от угла наклона стенок канавы. Так, например, если он менее 8 градусов, то укрепление будет нецелесообразным, достаточно просто посева трав и высадка растений.

Если крутизна склонов колеблется от 8 до 15 градусов, то они укрепляются геоматами или сетками, выполненных из ПНД. Водоотводные канавы с углом наклона стенок более 15 градусов обязательно укрепляются теми способами, которые подразумевают внутреннее армирование — с применением габионов и георешеток.

Рассмотрим несколько вариантов, как может быть укреплена дренажная канава вдоль дорог.

  1. Геосетка. Выпускается данный материал из полимерных материалов, которые пропитываются специальными составами для придания изделию максимальной прочности и долговечности. Корни растений, проникая сквозь ячейки, образуют дерновой слой, фиксирующий земляной покров и, укрепляя откосы.
  2. Противоэрозионные геоматы. Данный продукт для укрепления стенок дренажных канав выполнен в виде структуры из трех слоев полипропиленовых решеток, внешне напоминающую мочалку. Дает возможность закреплять почву и не мешать растениям. Корни растительности со временем оплетают решетки и делают структуру более прочной.
  3. Габионы. Достаточно часто автомобильная дорога, вернее склоны дренажной системы укрепляются при помощи габионов. Это каркас из металлической сетки, который заполняется камнями или галькой. Данный способ хорошо предохраняет склоны канав от осыпания, исключает гидрологические нагрузки на откосы, не допускает вынос грунта. К тому же габионы положительно влияют на экосистему, а эффективность конструкции со временем только усиливается.
  4. Объемная георешетка. Представляет собой геосинтетическое покрытие в виде объемной конструкции с одинаковыми ячейками. Перед укладкой георешетки, дренажная канава, вернее ее склоны, выравниваются, им придается нужная форма, грунт уплотняется. Только потом укладывается георешетка по направлению сверху вниз. От правильности растягивания изделия и его фиксации будет зависеть продолжительность и эффективность эксплуатации конструкции.

Источник: https://Stroyizolyaziya.ru/articles/drenazhnaya-sistema-dorogi/

Дренаж

Дренаж в дорожном строительстве

Для защиты зданий и сооружений от воздействия грунтовых и ливневых вод необходима комплексная система водоотведения. В первую очередь стоит обратить внимание на отвод дождевых и талых вод, избыток которых, в некоторых случаях, может привести к весьма неприятным последствиям.

Также немаловажно осуществить сбор и эффективное отведение грунтовых вод при помощи глубинных водоотводных систем. Если все меры приняты, и на объекте грамотно реализована гидроизоляция фундамента, система водоотведения будет работать эффективно и прослужит долгие годы.

Отвод воды с территории не позволит нанести ущерб фундаменту, ландшафтным конструкциям, инженерному оборудованию и подвальным помещениям. Для успешного решения этого вопроса необходимо произвести работы по устройству дренажа.

Дренаж — это водоотводная система, в которую входят дренажные трубы, дренажные колодцы, водоотводные лотки, канализационные люки и другие устройства.

Схема дренажа составляется индивидуально в зависимости от характера объекта, на котором требуется водоотвод.

Дренажные системы разделяют на поверхностные и глубинные. Довольно часто эти два вида применяются в комплексе, создавая полноценную защиту объекта от избытка влаги.

Поверхностный дренаж или ливнёвка

Поверхностный водоотвод осуществляет отведение дождевых и талых вод с поверхности территории.

В случае, когда на территории предусмотрена линейная дренажная система, прокладка дренажа реализуется путем укладки дренажных лотков. Дренажные лотки бывают бетонными, пластиковыми и полимербетонными.

Бетонные лотки применяются в гражданском и промышленном строительстве, в частном строительстве чаще используют пластиковые лотки. Преимущество полимербетонных лотков в их повышенной химической стойкости к дорожным реагентам, поэтому они чаще применяются в дорожном строительстве и на АЗС.

Линейный дренаж исключает возможность проседания грунта, кроме того, устройство дренажа линейным способом позволяет осушать достаточно масштабные территории.

В частном строительстве для сбора воды под водосточными трубами, под поливочными кранами,применяется точечный дренаж. При этом локально устанавливаются специальные дождеприемники, собирающие воду в определенных местах и отводящие ее в ливневую канализацию.

Зачастую бывает так, что зданиеили территория, которой требуется дренаж, находится в чрезвычайно увлажненной местности, к примеру, в неблагоприятной климатической зоне, в низине или вблизи водоемов, в месте залегания грунтовых вод. В данной ситуации система дренажа требует комплексного подхода.

В таком случае, поверхностный и глубинный дренажи работают совместно иэффективно обеспечивают работу системы водоотведения в целом.

Глубинный дренаж

Как известно, при повышенном уровне грунтовых вод почва получает избыточное количество влаги, что может оказаться проблемой в загородном и гражданском строительстве. Во-первых, страдает газонная трава и ландшафтные элементы.

Кроме того, грунтовые воды негативно влияют на фундамент зданий и сооружений, оказывая разрушающее воздействие, а также создают угрозу подтопления подвальных помещений и цокольных этажей. Глубинный водоотвод, с помощью которого с территорий выводятся грунтовые воды, подразумевает прокладку дренажных труб в траншеях.

Глубина траншей определяется, главным образом, уровнем залегания грунтовых вод. За счёт перфорации трубы при повышении уровня грунтовых вод принимают лишнюю влагу на себя, после чеговода уходит в дренажные колодцы.

Дренаж участка

В зависимости от близости водных источников, глубины залегания грунтовых вод и рельефа местности, любой загородный участок может оказаться перед угрозой подтапливания. Заболоченная почва это серьезное препятствие в благоустройстве сада и газона, так же в зоне риска могут оказаться все постройки на территории. Дренаж участка позволит оптимальным образом сохранить баланс влаги и солевого состава почвы, что непременно отразится на качестве всего комплекса работ по благоустройству и озеленению территории, на внешнем виде сада и здоровье растений.

Часто дренаж вокруг дома или загородного участка владельцы пытаются обустроить своими руками. Несомненно, сегодня существуют готовые схемы дренажа, по которым дренаж дома или участка можно осуществить самостоятельно. Но не всегда владелец участка может объективно оценить свои силы, поскольку устройство дренажа требует проведения немало подготовительной работы для грамотной его реализации. Мало просто купить дренаж, нужно установить его так, чтобы он работал правильно.

Компания Gidrolica производит все необходимые элементы системы водоотведения, такие как пластиковые лотки, пескоуловители, люки пластиковые, лотки водоотводные, и другую продукцию, ассортимент которой постоянно растет. Опытные специалисты нашей компании предоставят Вам всю необходимую информацию для того, чтобы устройство дренажа на Вашем объекте было организовано правильно.

Источник: https://www.gidrolica.ru/info/glossary/drenazh/

Как строится дренажная система около дороги?

Дренаж в дорожном строительстве

Дренажная система вдоль дорог – своеобразные канавы, которые служат для осушения дорог. Практически все дороги, особенно большие, не могут эксплуатироваться долгое время без наличия дренажной системы. Именно за счет дренажной системы вода с дорог отводится. А всем известно, что вода является главным врагом любой дороги. Канавы, которые располагаются по длине всей дороги, принято называть кюветами.

Основные принципы строительства дренажных систем

  • Дренажные кюветы строятся со стороны притока грунтовых вод. На болотистых грунтах дренажные системы должны быть с обеих сторон дороги.
  • Если рядом с дорогой существует поток воды, который присутствует круглый год, то в таких случаях отвод воды осуществляется только в закрытых лотках.
  • Минимальный продольный уклон дренажных кюветов должен составлять 5 сантиметров на 10 метров длины. Только в редких случаях, данный уклон можно уменьшить до 3 см на 10 м длины кювета. Но для полноценного функционирования лучше делать немного больший уклон.
  • Если нет возможности обеспечить дренажную систему единым уклоном, то кюветы необходимо делить на небольшие участки с крутым уклоном и на более длинные участки с плавным уклоном. В любом случае, для того, чтобы предотвратить заиливание кюветов, необходимо обеспечить скорость оттока воды не менее чем 0,25-0,3 метра за секунду (данная скорость предназначается для водоотводных каналов без укрепления и растительного покрова).
  • Система строительства включает в себя обустройство специальных водоиспарительных бассейнов или водопоглощающих колодцев.
  • Запрещено осуществлять отвод воды из кюветов в непроточные пруды. Нельзя отводить воду в места водоемов, где обустроены пляжи. Без специального разрешения запрещается отвод воды рыбные пруды. Кроме этого, воду нельзя направлять в замкнутые низины, которые подвергаются заболачивания.
  • Откосы дренажных кюветов со стороны дороги должны иметь крутизну в соотношении 1 до 1,5. Это означает, что при одной части по вертикали, берется полторы части по горизонтали.
  • Минимальная глубина кюветов должна составлять 0,6 метра. Допускается уменьшение глубины дренажных систем до 0,4 м только в регионах с довольно-таки сухим климатом. На болотистых грунтах, в некоторых случаях, глубина кюветов должна составлять не менее 2 метров.
  • Ширина дна водоотводной канавы не может быть меньшей, чем 0,4 метра. На болотистых грунтах минимальная ширина дна составляет 0,8 м.
  • Разрез кювета должен иметь трапециеобразную форму.
  • При необходимости дренажные канавы необходимо укреплять. Укрепление достигается за счет обсева кюветов травами в клетки из бетонных брусков. Дно принято укреплять песком и щебнем.
Читайте также  Фундамент монолитная плита технология строительства

Техника, применяемая для строительства

В зависимости от многих условий, для строительства дренажных систем применяется очень большое количество спецтехники. Это могут быть экскаваторы, экскаваторы погрузчики, мини экскаваторы, мини погрузчики, самосвалы. В зависимости от сложности применяется разная техника.

Однако стоит отдельно отметить экскаватор погрузчик и мини экскаватор. Данная пара техники принимает участие при строительстве практически любой дренажной системы. Преимущество мини экскаваторов заключается в том, что они передвигаются за счет гусеничного хода.

Поэтому данный тип экскаваторов может работать даже на самых влажных и заболоченных территориях. Экскаватор погрузчик, чаще всего, обеспечивает перемещение грунта на небольшие расстояния.

При обустройстве большинства типов кюветов нет необходимости грузить грунт на самосвалы, так как перемещать его приходится на очень короткие расстояния. Именно по этой причине лучше всего использовать экскаватор погрузчик.

Сложность процесса

Строительство дренажных систем является довольно-таки сложным процессом. Полноценная дренажная система – это не обычная канава. Это целая система, которая должна соответствовать большому количеству определенных требований.

https://www.youtube.com/watch?v=DloSGrkFtYA

Большинство дренажных систем строятся одновременно со строительством дорог. Однако бывают случаи, когда дорога имеет плохую дренажную систему, или же, вообще не имеет ее. В таком случае канавы и кюветы для отвода воды с дорог необходимо обустраивать уже после строительства этих дорог.

Любая дорога, даже самая небольшая, должна иметь систему отвода воды. В противном случае, такие дороги будут служить очень короткое время. Дороги без наличия дренажной системы каждый год требуют ремонта. Более выгодно один раз построить полноценную дренажную систему, чем каждый год вкладывать деньги в ремонт дороги.

Кто занимается строительством дренажных систем вдоль дорог?

Практически все компании, который строят дороги, занимаются параллельно и строительством дренажных систем для этих дорог. Но бывают случаи, когда недобросовестные исполнители для получения сверхприбыли делают малоэффективную, или не делают ее вообще.

Наша компания занимается обустройством дренажных систем на всех этапах. Мы можем сделать высококачественные кюветы во время строительства дороги. Кроме этого, у нас очень часто заказывают модернизацию уже готовых, но неэффективных дренажных систем, или их чистку от ила и мусора.

Наша компания всегда имеет в наличии всю необходимую спецтехнику для строительства дренажных систем вдоль дорог. А наши высококвалифицированные инженеры спроектируют данные системы согласно со всеми нормами и стандартами.

Звоните нам, дренажные системы, построенные нашей компанией, способны обеспечить отвод воды с дорог на многие годы.

Источник: https://arenda-ekskovatora-pogruzchika24.ru/stroitel-stvo-drenazhnoj-sistemy-vdol-dorogi/

Дренаж щебнем без труб

Дренаж в дорожном строительстве

Владельцам приусадебных участков, расположенных на земле с повышенным уровнем влажности, а также всем хозяевам садовых участков в осенний и весенний период, приходится сталкиваться с проблемой устройства качественной дренажной системы.

Повышенный уровень влажности земли приводит к таким неприятным последствиям, как заболевания различных насаждений на садовом участке, подмывание грунтовыми водами фундамента дома и хозяйственных построек, а также затопление подвала.

Одним из видов дренажных систем является дренаж без труб, об устройстве которого можно узнать ниже.

Виды дренажных систем

Открытый дренаж

Существует два типа дренажной системы:

Первый тип используется для вывода поверхностных вод, которые образуются после таяния снега или прохождения дождей. Обычно открытый дренаж выглядит так: по всему участку выкапываются канавки глубиной 0,7 м и шириной 0,5 м с определенным уклоном. Часто в углубления укладываются пластиковые или бетонные лотки, закрываемые сверху решеткой. На дно канав насыпается слой песка толщиной около 10 см, тщательно утрамбовывается.

Второй тип дренажа, закрытый – используется для отвода грунтовых вод. Ниже уровня промерзания почвы выкапываются канавы с уклоном, на дно которых укладываются трубы для отвода воды в водосточный колодец.

Кроме использования трубопроводов в закрытой системе дренажа, можно использовать засыпной материал с использованием битого камня или кирпича, засыпанного внутрь траншеи. Этот способ является бюджетным, но малоэффективным, поскольку быстро приводит к заиливанию канав. Альтернативным и эффективным способом создания системы водоотведения из почвы является дренаж щебнем без труб, или, так называемый, мягкий дренаж.

Дренаж на участке без труб

Геотекстильное полотно

Выбор в пользу дренажа щебнем без труб часто обусловлен тем, что в почве содержится незначительный объем воды, для которого бы понадобилось обустройство объемной системы дренажа с трубами.

Кроме того, причиной выбора дренажа без труб может оказаться слишком сложный рельеф участка или его планировка, большое количество насаждений, а также недостаточность финансов для обустройства сложного водоотвода.

Система водоотвода с использованием щебня без труб менее дорогостоящая и простая в устройстве: необходимо лишь следить за правильным уклоном канавок без выравнивания различных труб.

В зависимости от типа почвы, срочности выполнения работ, финансовой возможности, сделать дренаж на участке можно двумя способами: с использованием геотекстильного материала или без него. В первом случае способ выполнения дренажа получится более дорогостоящим, а во втором – менее долговечным.

Разновидностей геотекстильного материала, как и его производителей, сегодня на рынке очень много. Оптимальным вариантом для обустройства дренажной системы станет геотекстиль из полипропилена. Он хорошо противостоит различным влияниям внешней среды, а также характеризуется отличными фильтрующими качествами. Для эффективной работы по водоотводу понадобится геотекстильное полотно плотностью 60-110 г/м2.

Геотекстиль выступает фильтрующим материалом, в то время как необходимо использовать также гидроизолирующий. Таким материалом является тектон. Геотекстильное полотно не позволяет длительное время дренирующим материалам засоряться, а траншеям заиливаться. С помощью тектона вода не скапливается в почве, а выводится за пределы участка в водосток.

Конечно, можно заменить тектон на более бюджетные материалы, такие как полиэтиленовая пленка, рубероид, прочие битумные материалы на основе картона, но они не гарантируют долговечной службы дренажной системы.

В качестве дренирующих материалов выбирается песок и щебень. К песку каких-либо особенных требований не предъявляется, а щебень нужно выбирать не известняковый, потому что спустя какое-то время он будет вызывать засоление почвы. Фракция щебня может составлять от 20 до 60 мм. Перед засыпкой траншей засыпной материал необходимо будет промыть.

Как сделать дренаж на участке без труб

Подготовка канавы

Перед тем, как сделать дренаж без использования труб, необходимо составить геодезический план участка с отмеченными местами возвышенностей и низин.

Эти участки будут определять направление линий прохождения траншей, поскольку водоотвод без труб должен начинаться на самой высокой точке рельефа, а заканчиваться на самой низкой.

Схема дренажной системы должна состоять: из центрального проводника глубиной как минимум 50 см, осушительных дренов на расстоянии 7-10 метров друг от друга, а также накопителя воды, если она не выводится системой за пределы участка.

Выкапывается траншея под углом наклона, совпадающим с направлением водостока. Дно углубления нужно сделать полукруглым, словно жёлоб.

Канавы очищаются от мусора, грязи, после этого дно выстилается тектоном. Сверху внутрь канавы настилается геотекстиль таким образом, чтобы было полностью закрыто дно и боковые стенки с запасом не менее 20-30 см. После этого насыпается щебень и закрывается геотекстильным полотном с нахлестом не менее 30 см. Сверху щебня насыпается песок, тщательно утрамбовывается. На песчаную поверхность можно уложить дерн или использовать геосетку, георешетку, если на месте траншеи расположен участок с высокой нагрузкой на почву.

Устройство дренажа почвы без использования гидроизолирующих материалов производится аналогично, но имеет меньше преимуществ. Мягкий дренаж с укладыванием геотекстиля и тектона не только выводи воду за пределы участка, но и фильтрует ее, позволяя использовать в дальнейшем как техническую воду или для полива насаждений.

Дренаж вокруг дома своими руками без труб

Заполнение дренажа щебнем

Дренаж вокруг дома своими руками имеет определенные особенности. В зависимости от высоты основания дома, канава вырывается глубиной, превышающей подошву фундамента дома на 30-50 см. При этом следует обратить внимание на то, что нельзя выкапывать дренажную траншею вокруг всех стен сразу –  это несет определенную опасность для устойчивости фундамента, поэтому траншеи выкапываются около стен поочередно. Угол наклона траншеи должен составлять 1 см на 1 погонный метр.

Дно, с соблюдением определенного уклона, тщательно уплотняется. Это можно сделать с помощью утрамбованной глины или бетонирования. Фундамент около стены гидроизолируется. Далее, на глубину 1/3 канавы укладывается слой щебня крупной фракции, на него – слой щебня более мелкой фракции, и сверху них выкладывается мелкий дренаж, чтобы сравнять с поверхностью земли.

Мягкий дренаж без щебня

Дренаж без использования труб можно осуществлять также и без использования щебня, поскольку, в зависимости от глубины траншей, его количество порой очень большое и дорого обходится. Одним из таких методов является фашинный дренаж: на дно траншей укладывается березовый, хвойный, или дубовый хворост, связанный пучками длиной 30 см.

Вдоль всей длины траншеи укладываются скрещенные колышки, а ни них – хворост (фашина). Сверху засыпается песок.

Вместо щебня, для обустройства пристенной дренажной системы вокруг дома также целесообразно использовать керамзит. Его главное достоинство – низкая теплопроводность, благодаря чему он выполняет теплоизолирующую функцию.

Закрытый способ дренирования почвы заключается в использовании засыпного материала – кусков кирпича, мелких камней, осколков бетона. Этими материалами заполняется вся траншея, но без использования геотекстиля такая канава очень быстро заиливается.

Использование обычных пластиковых бутылок – альтернатива щебню и фашинам, простой и бюджетный вариант. Для осуществления такой дренажной системы вдоль траншеи на дно укладываются бутылки с закрученными крышками. Сверху укладывается дерн, присыпается землей. В пространстве между бутылками и производится дренаж.

Еще один альтернативный метод предполагает использование жердин. Длинные ветки укладываются на дно траншеи на распорки из деревянных палочек. Жерди должны быть из хвойных пород древесины, предварительно очищенные от коры.

Последние два описанных способа дренажа участка непредсказуемы в плане длительности срока эксплуатации и эффективности функционирования, но они являются оптимальными вариантами, когда недостаточно средств для укладки дренажа из труб или щебня.

Источник: https://stroypomochnik.ru/drenazh-shhebnem-bez-trub/

Варианты обустройства дорожных дренажных систем

Дренаж в дорожном строительстве

Долговечность дорожного покрытия определяется состоянием грунтового основания. Наряду с утеплением и гидроизоляцией, дороги нуждаются в своевременном отводе дождевой и талой воды, которая может существенно изменить характеристики дорожного основания в худшую сторону.

В перечне современных дренажных решений можно выбрать оптимальный вариант применительно к климату региона, конструкции дороги и уровню предполагаемых нагрузок.

Дренаж дорожного основания – способ продления его долговечности

Без дорожного дренажа обойтись нельзя

Вода попадает в дорожное покрытие через имеющиеся трещины, что может неблагоприятно отразиться на плотности грунтового основания и уменьшения его несущей способности. При минусовых значениях наружной температуры, влага замерзает, повреждая при этом внутреннюю структуру дорожного полотна и сокращая его эксплуатационный ресурс.

При проектировании дорожного полотна на всем его протяжении учитываются результаты гидрогеологических изысканий. Анализ полученных результатов дает возможность оптимального выбора дренажа: отводного, преграждающего, поперечного и прочих. В тело дорожного основания закладываются бюджетные системы, выполненные на основе песка, щебневых и галечных материалов.

Для обустройства придомовых дорог, где расход материалов значительно меньше по объему, рационально использовать более дорогие и совершенные технологии и материалы, включая геотекстиль и пленочные мембраны.

Необходимость дополнительного дренажа

Объемная георешетка для укрепления грунта

При строительстве дорог в низинной местности много проблем создают участки с высоким уровнем грунтовых вод. Гидроизоляция грунтовой насыпи решает проблему только отчасти. В таком случае производится осушение прилегающей к дороге территории.

Технология предусматривает использование заглубленного дренажа с отводом воды в заранее отведенное место.

Одно из решений – это обустройство на проезжей части пористого покрытия, которое выполняет функции поверхностного дренажа, удаляющего воду с поверхности дорожного покрытия.

Внимание! Такой материал обеспечивает надежность сцепления колес автотранспорта с дорогой, что положительно сказывается на безопасности дорожного движения.

Укрепить грунт поможет использование объемной георешетки. Если придомовая дорога имеет наклон в сторону дома, перехват влаги реализуется обустройством сливного желоба, направляющего воду в верховой дренаж участка или в ливневую канализацию. Для сохранения продольного профиля дорожного полотна желоб закрывается прочной металлической решеткой, способной выдержать вес автомобиля.

Задача дорожного дренажа

Технология поверхностного дренажа может использоваться для обочин. Засыпанные гравием продольные углубления типа «сухой ручей» отлично справляются с направлением водных потоков на отведенный участок местности.

Основная задача – это направление водного потока в сторону от жилых и вспомогательных строений.

В противном случае нежелательного переувлажнения контактирующего с фундаментом грунта избежать не удастся. Оптимальным решением может быть обустройство кольцевого дренажа, расположенного по периметру  дома, но эта мера связана с дополнительными расходами и должна рассматриваться отдельно.

Все для обустройства дорожного дренажа есть на сайте нашей компании!

Читайте также  С чего начать строительство каркасного дома?

Источник: https://www.kupi-geotekstil.ru/resheniya-dlya-dorozhnogo-drenazha.html

Дренажная канава вдоль забора, дороги своими руками

Дренаж в дорожном строительстве

Дренажная канава – один из самых надежных и апробированных методов осушения почвы. Относится к открытой почвоосущительной системе. Излишки воды транспортируются в специальные колодцы или естественные водоемы.

Водоотводная канава удобна для дач, садовых и огородных участков индивидуальных хозяйств, когда владельцы не видят необходимости прокладывать закрытые трубные канализации и дренажи. Эффективно снижает уровень грунтовых вод в глинистых и заболоченных почвах. Используется на низинных и равнинных участках, а также на пологих склонах при угле наклона не более 7%.

При решении вопроса о том, как сделать дренажную канаву, следует принимать во внимание, что это наиболее легко доступный вариант водорегулирующей конструкции. Она легко обустраивается своими руками, не требует высокой квалификации, дорогостоящих материалов, привлечения специальной техники и оборудования

Дренажные канавы имеют недостатки. К ним относятся: небольшой срок службы, необходимость регулярного ремонта ввиду размыва боковых откосов и засорения траншеи. Есть сложности с архитектурным и декоративным оформлением и созданием художественного ландшафта. Кроме того, открытый водовод обладает более низким КПД в сравнении с другими дренами.

Устройство дренажных канав

Ширина и глубина водоотводных канав не регламентируются строительными нормами и правилами. При обустройстве дренажной конструкции своими руками ее размеры определяются эмпирическим путем, исходя из условий обводненности участка. Обычный вариант – глубина от 60 до 80 см, ширина порядка 50 — 70 см. Для минимизации осыпания стенок траншеи они скашиваются под углом 25 – 30 0С. Грунт в канаве трамбуется, дно отсыпается 30 миллиметровым слоем песка, мелкого щебня или опилок.

Количество дренов на объекте зависит от степени его подтопления в дождливую погоду, при таянии снегов, глубины залегания почвенных вод. Если почвы суглинистые, водоотводящие траншеи прокладываются по всему участку. При наклонном рельефе — роются поперек склона. Вода по ним поступает в боковые стоки и оттуда в водосборник. Для болотистой местности наибольший осушительный эффект достигается, если устройство дренажных канав производится с двух сторон или по всему периметру участка

При среднем уровне водного проявления канавы могут обустраиваться с одной стороны сада или огорода.

Водоотводная канава на равнинных участках должна строиться с расчетом на уклон в 5%. Максимальные размеры наклона дренажных систем строительными нормами не регламентируются. Однако Сводом правил (2012 года) для открытых канав, оборудованных полимерными лотками, допускается угол наклона до 7 промилле.

Эта норма применима и для водоотводящих стоков, обустраиваемых на придорожных участках. Могут предусматриваться участки с уклоном, близким к критическим показателям, если они связаны с особенностями рельефа местности. Минимальные размеры ската составляют 2% для глинистых и 3% для песчаных почв. Однако они быстро засоряются, образуются заторы.

Скорость течения воды снижается до критических отметок. Эффективность дренажа становится минимальной.

Укрепление водосточных канав

Выбор методов усиления боковых стенок и донной части дренажных канав производится с учетом результатов инженерной геологии и исследований грунтов.

Наиболее распространены:

  1. Трехмерная геосетка. Она является полимерным композитом. Материал нейтрален к агрессивным средам, прочен, не подвержен деформации. Засеянные дикорастущие растения прорастают через ячейки, образуя вкупе с сеткой плотный защитный слой. Он укрепляет откосы, не позволяя им осыпаться. Преимущество изделия обусловлено способностью обкладывать траншеи любой конфигурации. Дно засыпается щебнем, битым кирпичом, песком.
  2. Геоматы. Структурно состоят из трех слоев полипропиленовых решеток. Изделия скрепляются между собой прочными нитями из полипропилена. Растения пробивают себе путь через решетки. Корни постепенно обволакивают пластиковую базу, дополнительно укрепляя стенки канавы. Конструкция засыпается почвой. Поэтому естественный ландшафт не нарушается.
  3. Габионы. Представлены металлическими сетками с шестиугольными ячейками. Выполняют функции каркаса. После установки конструкция наполняется щебнем, галькой, бутом. Модуль сохраняет дренажные свойства стенок канавы, предохраняя их от осыпания. Габионы производятся из устойчивых к коррозии металлов (оцинкованная сталь). Срок эксплуатации около 5 лет. Наделены хорошими архитектурными и оформительскими свойствами. Позитивно воздействуют на экологическую систему. Ввиду высокой стоимости заводских товаров, потребители нередко изготавливаю изделия своими руками из прутьев диаметром 6 мм. Хорошая конструкция получается из сетки рабицы. Однако трудно решить проблему коррозии. Требуется специальное антикоррозионное покрытие.
  4. Укрепление откосов дикорастущими травами. Обсев осуществляется по всей поверхности боковых граней. Растения выбираются с глубоко проникающими корнями. Дно покрывается пропускающими воду продуктами: щебнем, мелкой галькой, бутом с песком. Толщина слоя смеси около 10 см.
  5. Дренажная канава на участке может защищаться автомобильными шинами или шифером. Они укрепляются вдоль стен на всем протяжении траншеи. Для придания им устойчивости используются камни, галька и другое строительное сырье. Конструкция бюджетная, но не прочная.
  6. Геотекстиль. Эффективны при использовании на глинистых почвах. Траншеи хорошо функционируют при уклоне не менее 4 промилле. Геоткань устанавливается по всей поверхности полотна дрена. Изделие полностью покрывается подушкой из песка, щебня, опилок. Толщина слоя должна быть более полуметра. Под проезжей частью канавы оборудуются трубами, обернутыми геотекстилем.

При укреплении стенок траншеи своими руками необходимо соблюдать условие об обязательном контакте воды с грунтом. В него она частично впитывается. По этой причине не рекомендуется дно и стенки оборудовать сплошными бетонными изделиями. В противном случае дрен будет быстро заиливаться. Чистка – трудоемкий процесс, так как протяженность траншей велика.

Сооружение дренажных систем вдоль дорог и заборов

Дренаж участков вдоль дорог (кювет) – обязательный элемент защиты покрытия. Полотно дороги не влагопроницаемо. Жидкость постепенно разрушает дорожное покрытие. При минусовой температуре лед в порах разрывает асфальт.

Дорожный водоотвод следует сооружать с уклоном более 0,02 (2 см на 1 метр длины). В непредвиденных случаях и только на отдельных участках допускается скат в 3%.

Если строительство дренажной конструкции с требуемыми показателями по объективным причинам невозможно, то предусматриваются сопрягающие гидротехнические конструкции: водобойные колодцы (уступы), каналы с уклоном выше критического (быстротоки), перепады (ступени доя падения воды).

Здесь применяется наклон выше 7 промилле. Минимальная скорость водотока не должна быть меньше 0,25 метров в секунду. На болотистых и глинистых участках кюветы обустраивают с обеих сторон дороги.

Следует помнить, что для дорог по насыпи без ограждений водоотводящий сток не должен иметь прямоугольную форму и глубину более 12 см. Иначе будут нарушены Указания «По обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах». При аварийном съезде с дороги повысится опасность опрокидывания транспортного средства.

Дренажная канава вдоль забора имеет свои особенности. При ее обустройстве своими руками предусматривается защита опоры ограждения от подмывания.

Дренажную канаву вдоль забора сооружают глубиной 20-30 см. Для насыпного грунта этот показатель превышает 50 см. Некоторые сложности возникают при развороте траншеи под прямым углом. В этом случае одна из них должна продлеваться на несколько сантиметров дальше места стыка.

Расстояние от основания забора до верхней грани дрена должно составлять от 50 — 60 см. Канавы нередко оборудуются дренажными трубами или лотками. Используются железобетонные изделия с крупными отверстиями. Сплошное бетонирование применяется лишь на коротких участках.

Обычно это прохождение под дренажом коммуникаций, подземных сооружений. В остальном обустройство канав не имеет отличий от аналогичных систем в садах и огородах. Стены укрепляются сетками и дикорастущими растениями. Донная часть покрывается галькой, опилками, отсевом песка. Наклон водоотводов у заборов составляет 5%.

Разрешается строить перепады и быстротоки с углом наклона от 7% и выше.

Декорирование водоотводных систем

Открытые дренажные конструкции малопривлекательны в дизайнерском отношении. Не очень хорошо они вписываются в окружающий ландшафт. Без искусственного декорирования обойтись сложно. Самый простой способ – красивое покрытие дна канавы камнями. Им можно придавать разную цветовую гамму. Эффектно смотрится мраморная крошка или специальный декоративный гравий.

Облагородить траншею можно многолетними растениями, в том числе цветочными. Нередко дрены по периметру оборудуются декоративными решетками с вьющимися травами. Они не только прикроют канаву, но и укрепят ее боковые стенки.

Поскольку дренажная система предназначена для отвода «чистых», а не сточных вод, то она иногда обустраивается в виде искусственной речки (арычной системы). Здесь применимы перепады, небольшие запруды с мини водопадами или бассейны. Они могут стать важными элементами декоративного оформления ландшафта.

Возле них изящно смотрится малая архитектура, особенно скульптурные фигуры людей и животных.

Источник: https://domcoms.ru/kanalizaciya/drenazh/drenazhnaya-kanava.html

Дренаж дорожного основания

Дренаж в дорожном строительстве

Проектирование дороги без использования высококачественного подземного дренажа обходится в миллиарды долларов в год из-за роста цен на дорожное покрытие и устранение ущерба, нанесенного плохим дренажем. Большинство строителей дорог признают, что именно вода ухудшает состояние тротуара. Тем не менее, многие делают ставку на прочность и качество дорожного покрытия, пренебрегая усовершенствованным и высококачественным дренажем.

Традиционные решения

Традиционный подход к использованию дренажных систем предполагает размещение дренажный слоя по всей ширине полотна с прилегающей трубой коллектора и выпускной трубы. Однако, край тротуара возле стока можно модифицировать, чтобы уменьшить повреждения, получаемые от воды.

Геосинтетическое решение

Использование геотекстиля в дренажных системах улучшило с экономической точки зрения применение укрепляющих покрытий и траншей, прилегающих к дорожной конструкции. Отличные фильтрационные свойства и разделительные характеристики геотекстиля позволяют использование только одного слоя этого материала для покрытия траншей.

Показатели повышения производительности тротуаров, обладающих эффективной дренажной системой:

Нежесткое дорожное покрытие: увеличение срока службы на 25%.

Жесткое дорожное покрытие: увеличение срока службы на 50%.

Установка геотекстиля для дренажа дорожного основания

Новое строительство

При строительстве новой дороги, подразумевающей в своей конструкции дренажную систему, фильтрационный геотекстиль размещается перед слоем основания таким же образом, как и разделительный геотекстиль. Как правило, базовый слой выкладывается вдоль дороги и завершается у краев углублений стока. Эти кромки стоков также должны быть обернуты геотекстилем.

Модифицирование

Модернизация краев стока должна быть выполнена таким образом, чтобы предотвратить образование больших пустот в стенках и на дне траншеи. Слив можно размещать рядом с коллекторной трубой в нижней части траншеи.

>>Узнайте подробнее о геотекстиле

Источник: https://meaplast.ru/drenazh-dorozhnogo-osnovaniya/

 Дренаж основания дорог – залог долговечности

Когда вода попадает через трещины в основание дороги, плотность грунта становится меньшей, соответственно, снижается и несущая способность грунтового основания. А когда температурные показатели падают до минусовых отметок, то вода в трещинах замерзает и нарушает всю структуру дорожного полотна.

В процессе строительства дорог обязательно учитываются показатели гидрогеологических изысканий,
и в результате можно понять, какой дренаж больше всего подойдет для выполнения строительства: отводной, преграждающий, поперечный. Обычно в структуре дорожного полотна используются такие материалы, как щебень, песок или гравий, которые имеют невысокую стоимость. Если же необходимо провести работы на небольших территориях, то в таком случае применяются более дорогие, но максимально эффективные материалы – это геотекстиль и мембраны.

Целесообразность дополнительного дренажа

Когда строительство дорог проводится в местности с низким горизонтом, приходится сталкиваться с проблемой высокого уровня грунтовых вод. И если проводят гидроизоляцию дорожного покрытия, то это решает только проблему с доступом воды к прилегающим территориям. Само грунтовое основание продолжает подвергаться серьезным водным эрозиям. Чтобы этого не происходило, устраивают заглубленный дренаж, который  способен отводить воду в определенное место.

Обычно на проезжей части могут устанавливать пористое покрытие, удаляющее воду с поверхности. А дополнительно укрепить грунт поможет использование в дорожном строительстве объемной георешетки.

Например, придомовая территория находится со склоном в сторону строения, поэтому необходимо установить дренажную                                                                                          систему, которая бы перехватывала влагу в сливной желоб или в канализацию.

Задачи дренажа для дороги

Поверхностный дренаж чаще всего устраивают у обочин. Продольные углубления засыпают гравийной отсыпкой, и водные потоки отводятся от любых строений и важных объектов. Если этого не делать, то грунт у основания фундамента может переувлажниться, что приведет к неминуемому разрушению стен и самого фундамента. Для домов часто устраивают кольцевой дренаж, но это связано с дополнительными затратами, поэтому такую меру предусматривают заранее.

Приобрести геотекстиль и геомембраны, необходимые для обустройства долговечной и качественной дренажной системы можно на нашем сайте.

Оставить заявкуСкачать прайс

Источник: https://geo-sm.ru/blog/2015/variantyi-obustroystva-dorozhnyih-drenazhnyih-sistem/

Устройство дренажных систем в строительстве

Дренаж в дорожном строительстве

В строительстве под дренажами понимают комплекс мероприятий, направленных на искусственное удаление воды с поверхности земли либо с верхнего слоя грунта (подземных вод).

Дренаж представляет собой систему труб (металлических, пластиковых или железобетонных) и колодцев, по которой грунтовая вода, дождевая или паводковая влага отводятся за границу обозначенного участка.

При строительстве зданий различного назначения, а также при эксплуатации земельных участков иногда приходится прибегать к дренированию грунтовых, талых или ливневых вод в целях предохранения архитектурных сооружений или для возможности проведения каких-либо агротехнических работ.

Дренаж необходим:

  • для снижения фильтрационного давления на конструкцию фундаментов зданий;
  • для сохранения и упрочнения оснований архитектурных сооружений;
  • для поддержания дорог и отдельных площадок участков в сухом состоянии;
  • для защиты корневой системы растений от воздействия избыточной влаги и, как следствие, гниения;
  • для защиты подвальных помещений от накапливания воды.

Устройство дренажной системы предполагает значительные объемы земляных работ, для чего требуется применение специализированной строительной техники.

Но поскольку в ходе устройства дренажа возникает необходимость различного вида работ (рытье траншей и колодцев, вывоз отрытого грунта, планирование, подсыпка и пр.), применяемая техника должна еще быть и многофункциональной.

Читайте также  Лаги это в строительстве

В этих целях в немасштабном и частном строительстве часто прибегают к услугам экскаватора погрузчика, который может заменить сразу несколько специализированных машин.

Виды дренажных систем?

По конструктивным особенностям дренажи можно разделить на горизонтальные, вертикальные и комбинированные.

Горизонтальный дренаж – это система горизонтальных дренов, расположенных вокруг фундамента здания или по периметру определенного участка, в сочетании с вертикальными колодцами.

Дрен, в свою очередь, представляет собой дренажную трубу с одним или несколькими слоями фильтрующей обсыпки. Различают галерейные дрены, когда для отвода воды используют горизонтальные трубы с большим диаметром сечения.

Наиболее простым вариантом горизонтального дренажа являются открытые канавы, которые часто можно наблюдать вдоль дворов в небольших поселках. При устойчивых грунтах земляная траншея выполняется с откосами и обычно не армируется трубами, в неустойчивых применяют железобетонные секции.

Дренажи в виде траншей и канав эффективны, когда уровень грунтовых вод допускается поддерживать на глубине не более 1,5 метров.

Вертикальный дренаж представляет собой систему вертикальных скважин, которые могут быть как независимыми друг от друга, так и объединяться одним коллектором. В первом случае откачка воды ведется насосом из каждой скважины индивидуально, во втором – из коллектора.

Пристенный и пластовый дренажи

Пристенный дренаж применяется в основном, когда основание здания или архитектурного сооружения располагается на водоупорном грунте.

Пристенный дренаж может устраиваться как с одной стороны здания, так и быть кольцевым, то есть, система дренов укладывается по всему периметру фундамента.

С наружной стороны здания вдоль фундамента экскаватором погрузчиком извлекается грунт, при этом ширина траншеи по дну должна составлять не менее 0,4-0,5 метров, а вверху – около 1 метра.

Дно траншеи должно находиться ниже фундамента здания. Дно и боковые стенки траншеи устилаются геотекстильным полотном во избежание заиливания будущих дренов. Далее устеленное дно подсыпается щебнем фракцией 5-20 мм. Рекомендуемая толщина подсыпаемого слоя – не менее 25 см.

В траншею укладываются трубы с уклоном в сторону стока. Минимальный уклон должен составлять 1 см на погонный метр. Труба снова засыпается щебнем из расчета, чтобы ширина и высота дрена составляла не меньше 0,5 метров, и оборачивается геополотном.

Оставшуюся высоту дренажной канавы подсыпают мелкофракционным щебнем и песком. Отрытый экскаватором погрузчиком грунт использовать для обратной засыпки дренажных траншей категорически запрещается.

На трассе дренов для контроля и обслуживания системы размещают вертикальные колодцы, которые должны располагаться после каждого второго поворота дренажной линии, но не реже, чем в пятидесяти метрах друг от друга.

Стенки колодцев армируются железобетоном или кирпичом, а сверху закрываются «глухим» люком. Использование перфорированных люков не допустимо, поскольку дождевая вода не должна попадать в дренажный колодец.

Для удобства монтажа насосных систем и их обслуживания (при наличии таковых) внутренний диаметр колодца должен быть не менее метра. Вода, отводимая дренами, скапливается в колодцах, откуда может устраняться самотеком или перекачиваться с помощью насоса за пределы обозначенного участка.

В регионах с обильными ливнями дренажную систему рекомендуется дополнять устройством ливневой канализации.

Пластовую дренажную систему, как правило, применяют при строительстве сооружений непосредственно на водоносных грунтах.

При пластовой схеме дренажа система дренов укладывается в основании закладываемого сооружения на водоносный грунт и гидравлически связывается с системой дренов и колодцев, располагаемых за пределами будущего фундамента здания.

При этом наружные линии дренажной системы должны отстоять от фундамента не менее 0,7 метров.

Пластовый дренаж в основном используется при возведении сооружений на слабопроницаемых грунтах, при строительстве подземных сооружений и при необходимости дренирования теплонесущих трасс и подземных дымоходов.

Независимо от выбранной схемы, устройство дренажных систем является процессом непростым и трудоемким, выполнение которого вручную практически невозможно.

Преимущества использования техники — экскаватор погрузчик JCB

Значительно упростить и ускорить проведение работ можно с помощью экскаватора погрузчика.

Кроме того, работы часто ведутся в стесненных условиях: близкое расположение зданий, наличие в непосредственной близости других построек и коммуникаций и пр.

В таких условиях с поставленной задачей оптимально поможет справиться малогабаритный, но высокопроизводительный экскаватор погрузчик JCB.

При этом вовсе необязательно приобретать этого представителя строительной техники на постоянной основе, на сегодняшний день множество специализированных компаний предлагают в качестве услуг аренду экскаватора погрузчика JCB, что позволяет сэкономить при устройстве дренажных систем деньги, силы и время.

Наши машины

Эксплуатационная масса: 19000 кг

Прочистка труб канализации 200-300мм диаметром высоким давлением

Вместимость цистерны: 10 м3

Оснащение:аппарат высокого давления

Эксплуатационная масса: 7500 кг

Устранение засоров с помощью вакуума

Вместимость цистерны: 4 м3

Оснащение: бак для воды для мойки туалетных кабин

Прочистка труб канализации 100-400мм диаметром высоким давлением

Вместимость цистерны: 10 м3

Оснащение:аппарат высокого давления

Эксплуатационная масса: 19550 кг

Мойка резервуаров, утилизация опасных отходов 2-3 класса

Вместимость цистерны: 10 м3

Оснащение: цистерна

Источник: https://promplast.net/ustroystvo_drenazhnykh_sistem_v_stroitelstve.html

Одм 218.2.055-2015 рекомендации по расчету дренажных дорожных конструкций, распоряжение росавтодора (федерального дорожного агентства) от 08 октября 2015 года №1868-р, одм от 08 октября 2015 года №218.2.055-2015

Дренаж в дорожном строительстве

ОДМ 218.2.055-2015

1РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением»Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГБУ»РОСДОРНИИ») (д.т.н. И.П.Гамеляк, к.т.н. А.Е.Мерзликин, к.т.н.С.В.Щукин, инж. В.О.Мотуз)

2ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований иинформационного обеспечения Федерального дорожного агентства

3ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства(Росавтодор) от 08.10.2015 N 1868-р

4ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1Область применения

1.1 Настоящий ОДМустанавливает рекомендации по конструированию и расчету дренажныхсистем нежестких дорожных одежд автомобильных дорог общегопользования. ОДМ применим для проектирования дренажных систем вновьсооружаемых дорожных одежд, участков реконструируемых дорог,разработки альбомов типовых конструкций.

1.2 Настоящий ОДМпредназначен для использования при проектировании водоотводныхсистем автомобильных дорог и мостовых сооружений, обеспечивающихотвод воды с поверхности и из дренирующих слоев оснований,земляного полотна и дорожных одежд, а также их защиту отпоступления подземных вод.

1.3 Целью расчетовдренажной системы является обеспечение водоотвода (расчеты наосушение) или размещение в дополнительном слое основания (расчетына поглощение) всей воды, которая поступает в основание дорожнойодежды в расчетный период (за весенний период таяния), а такжеобеспечение максимальной защиты земляного полотна от переувлажненияповерхностной водой.

1.4 Расчеты на дренаждорожной одежды выполняют перед расчётами конструкции на прочностьдля определения минимальной толщины дополнительного слояоснования.

2Нормативные ссылки

Источник: http://docs.cntd.ru/document/437012983

Дренаж дорог

Дренаж в дорожном строительстве

Дренаж дорог необходим для того, чтобы отвести воду. В обязательном порядке должен быть дренаж автомобильных дорог, потому что они не впитывают влагу, которая способна разрушить дорогу. Именно поэтому дренаж распространен у зданий, чтобы защитить фундамент и вдоль дорог.

Но, есть и другие причины, которые влияют на то, что люди берутся за дренаж участка возле своего дома. Но, о них не много позже.

Данная статья расскажет о том, как сделать дренаж дорог, какие виды систем дренажа существуют, какие инструменты понадобятся, а также о том, как продумать все нюансы и на что стоит обратить внимание в первую очередь.

Причины для оборудования дренажной системой

В списке ниже вы найдете три самых распространенных причины, которые заставляют владельцев участков обратиться к дренажной системе.

  1. Глинистая почва. Такая проблема очень распространена, так как глинистые грунты создают избыток воды на территории.
  2. Болотистая почва.
  3. Уклон местности, который создает разрушающий поток воды. Такой поток способен вымыть плодородный слой земли.

Если ваш участок находится на болотистой местности или в почве преобладает процент глины, вам стоит обратить внимание на дренаж.

Дренаж дорог или осушительную систему можно разделить на 2 типа:

Такой дренаж подразумевает открытые траншеи или канавы, которые по определенной инструкции соединяются между собой. Если вы ищете дешевый способ осушения грунта, то создайте дренажную канаву. Такая канава не только дешевая, но и крепкая. Она прослужит долгое время. Из минусов можно выделить внешний вид, он совсем не привлекательный.

Открытый дренаж – это работа с коммуникацией, с использованием лотков для отвода воды. Эти лотки могут быть как пластиковыми, так и железобетонными. Такие лотки прослужат вам намного дольше, нежели вырытые траншеи. Также, они более рационально используют пространство. Нельзя не сказать и том, что такой водоотвод популярен в городском строительстве.

Читать по теме:  Дорожно-строительная лаборатория: особенности

Иногда с лотками можно приобрести и ливневые решетки, которые закрывают углубление и позволяют ходить по ним пешеходам или же проезжать транспорту. Также, водоотводные лотки можно разделить на несколько видов. Эти виды зависят от предполагаемой нагрузки.

Такой вид дренажа намного сложнее по конструкции, нежели открытый. Здесь необходимо задействовать дренажные трубы, которые проходят под землей. В них обязательно должны быть специальные отверстия, чтобы дренажная система функционировала правильно.

Для начала подготавливаются траншеи по периметру всего участка, в которые затем укладываются трубы. Трубы обязательно оборачиваются в геотекстиль. Это нужно для того, чтобы предотвратить загрязнения, попадания грунта внутрь. Далее коммуникации засыпаются щебнем, важно достичь уровня земли. Зачастую геотексителем оборачивают не трубы, а всю конструкцию, то есть уже засыпанную щебнем. Делается это для того, чтобы грунт не попадал в пространство между камнями. Это значительно увеличит срок службы конструкции на несколько лет.

Как уже было сказано, трубы можно разделить по группам, каждая из которых будет отвечать за определенный уровень нагрузки. Это следует учесть, особенно если по дороге передвигаются тяжелые грузовики.

Закрытый дренаж можно произвести не только трубами, но и дренажными матами. Способ совсем новый, но, как показывает практика, действенный. Такие маты укладываются также как трубы, то есть по всему периметру участка или там, где требуется осушение грунта.

Дренажный мат – слой дренирующей ткани, который отделяется от внешней среды всего двумя фильтрами. Дренажные маты выполняют не только функцию осушения, но и защищают грунт от вспучивания, которое характерно в зимний период.

Чаще всего владельцы дорог или собственных участков отдают предпочтение открытому виду дренажа. Почему? Есть некоторые преимущества открытого дренажа, которые влияют на их выбор:

  1. Небольшие земельные работы, то есть вам не придется тратить много сил, времени и денег, чтобы проработать участок.
  2. Минимальное количество материалов. Создать канаву можно с минимальными вложениями, поэтому, если вы хотите сэкономить на материалах, выбирайте открытый дренаж.
  3. Множество способов, чтобы укрепить стенки. Открытый дренаж – это очень удобный дренаж, который позволяет вам укрепить стенки так, как это будет выгодно для вас.
  4. Конструкция не сложна в воплощение, поэтому после прочтения подробной инструкции, которая представлена ниже, вы поймете, что делать и как делать. Также, времени на работу уйдет по минимуму. Закрытый дренаж делается намного дольше, чем открытый.

Читать по теме:  Садовая дорожка из бетона своими руками

Инструменты, которые понадобятся для работы

Прежде чем ответить на вопрос «как сделать дренаж дорог», нужно разобраться с инструментами, без которых не обойтись. Для открытой и закрытой систем требуется свой набор инструментов и материалов.

Для открытого дренажа вам понадобится:

  • лопата;
  • материалы, с помощью которых можно будет укрепить откосы (бетон, камень или другие);
  • семена дикорастущих трав.

Для закрытого дренажа вам понадобится:

  • лопата;
  • геотекстиль;
  • щебень;
  • дренажные маты или трубы.

Если вы используете линейную систему водоотвода, то воспользуйтесь следующим набором инструментов и материалов:

  • бетон;
  • лопата;
  • водоотводные лотки.

Инструкция по монтажу

Первое, на что нужно обратить внимание, прежде чем начать дренаж автомобильных дорог, это глубина. Как глубоко будет залегать дренаж? Проанализировать почву на глаз и определить её характеристики – невозможно. Для этого вам придется нанимать специалистов, которые сделают замеры и предоставят вам необходимую информацию.

Далее спланируйте уклон водоотвода, минимум размер уклона может быть равен 3 мм на 1 м длины.  Ни в коем случае уклон не должен быть слишком большим. Если такое происходит, то выбирайте закрытую систему дренажа.

После того, как вы проанализировали свой участок или дорогу, нужно начертить схему будущей системы водоотвода. Учтите, что планировка должна начинаться с высшей точки вашего участка и идти до места сбора воды в колодец или канализацию. Также вы можете использовать подушку из щебня, которая передаёт воду другим слоям земли, то есть не накапливает её для дальнейшего использования как канализация. Такая система должна проходить и вдоль дорог, и по периметру здания.

После того как вы определитесь с планом, начинайте работы на участке. Первым делом роются траншеи, глубина которых от 0, 6 до 2, 5 м, но можно и больше. В разрезе канава должна напоминать трапецию. Ширина основания должна быть не менее 0,4 м. Что касается уклона стенок, то должна соблюдаться пропорция 1:1,5 (где 1 – это ширина, а 1,5 – это высота).

Если вы выбрали открытый дренаж, то этого достаточно, но, если закрытый, придется поработать ещё и закрепить его.

Укрепить дренажную канаву можно следующими способами:

  • посеять дикорастущие травы на откосы;
  • укрепить бетонными плитам, камнями;
  • создать решетку из бетона или камня, а также посеять травы;
  • закрепить георешётку.

Если прокладка дренажа из специальных лотков будет устанавливаться, то заранее ройте канаву в 10 см, то есть на 5 см выше лотка. Бетонная подушка заливается в 10 см, а затем на неё выкладывают лотки. Но, важно подождать пока бетон застынет. Пространство, которое осталось, подлежит заливке цементом. Далее на лотки накладывается ливневая решетка.

Если вы используете закрытую систему, то ширина должна составлять не менее 30 см, а глубина должна быть достаточной для укладки труб или матов. Далее укладывается материал, засыпается щебнем. Не забудьте про геотекстиль, который способен защитить конструкцию от попадания нежелательного грунта.

Источник: https://rovnayadoroga.ru/dorogi/drenazh-dorog.html